Новости
Первая грузовая компания идет по пути Второй 24.04.2009
// В ее капитал также войдут частные операторы
Межведомственная комиссия по реформированию железнодорожного транспорта предложила ОАО "Российские железные дороги" рассмотреть вопрос о входе частных операторов в уставный капитал не только создающейся Второй, но и уже созданной Первой грузовой компании (ПГК). Частные операторы уже проявили к предложению интерес.
В прошедшую пятницу межведомственная комиссия по реформированию железнодорожного транспорта во главе с министром транспорта Игорем Левитиным обсудила ход реформы ОАО "Российские железные дороги" (РЖД). Центральным вопросом заседания было предстоящее выделение оставшегося у госмонополии вагонного парка во Вторую грузовую компанию (ВГК). Комиссия одобрила план ОАО РЖД, согласно которому частные операторы и другие собственники подвижного состава получат возможность войти в состав акционеров компании, внеся в уставный капитал свои вагоны. ОАО РЖД со своей стороны должно внести в него 230 тыс. вагонов. Комиссия также отметила целесообразность равного распределения вагонов между ПГК и ВГК по типам "для создания конкурентных условий на рынке". Дело в том, что при создании в 2007 году ПГК получила практически весь парк специализированных вагонов ОАО РЖД (зерновозов, цементовозов, окатышевозов и др.), а в парке монополии остались лишь универсальные полувагоны и небольшое количество цистерн. В Минтрансе пояснили, что изымать у ПГК вагоны никто не планирует, а принцип равного распределения вагонов по типам будет применяться только там, где это возможно. Парк специализированных вагонов Второй грузовой компании может пополниться за счет взноса частных операторов.
Но Минтранс предлагает не ограничивать участие частных операторов только Второй грузовой компанией. Межведомственная комиссия также рекомендовала ОАО РЖД рассмотреть вопрос о пополнении вагонного парка Первой грузовой компании за счет вагонов частных операторов, полученных в обмен на долю в компании. В соответствии с утвержденной правительством целевой моделью рынка железнодорожных услуг парк ПГК должен насчитывать 260 тыс. вагонов, а не 200 тыс., которые были внесены в нее при создании, подчеркивается в сообщении министерства.
В ОАО РЖД подтвердили "Ъ", что комиссия дала компании такое поручение. "В течение месяца соответствующие предложения будут разработаны и представлены в Минтранс",— сказали "Ъ" в монополии. В ПГК положительно относятся к появлению миноритарных акционеров со своими вагонами. "Мы умеем управлять большим парком, и увеличение этого парка будет нам только в плюс",— сказал "Ъ" первый заместитель гендиректора ПГК Алексей Тайчер. Он добавил, что такие сделки можно будет рассматривать не иначе как "дружественное поглощение со стороны ПГК", что увеличит эффективность управления подвижным составом на сети.
Частные операторы вагонов, терпящие убытки от недозагрузки вагонов (за первые два месяца 2009 года общесетевой спад погрузки составил 30%), также поддерживают идею. Технический директор Дальневосточной транспортной группы (оперирует порядка 14 тыс. вагонов) Ирина Чиганашкина полагает, что обменять вагоны на акции ПГК и ВГК пожелают в первую очередь мелкие собственники, сдающие вагоны в аренду. Кроме того, по ее мнению, возможностью воспользуются лизинговые компании и банки, которым операторы сейчас возвращают взятые в лизинг вагоны (см. "Ъ" от 26 января). Но, например, гендиректор операторской компании "Новотранс" (оперирует 7,5 тыс. вагонов) Сергей Гришин вчера сообщил "Ъ", что уже готовит предложения гендиректору ПГК Салману Бабаеву. "Условия вхождения частных собственников в капитал ПГК и ВГК предполагаются одинаковыми, и нам интересны оба предложения",— сказал он "Ъ".
|