Новости
Авиаперевозки - Взлет или падение темпов роста? 18.12.2008
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) прогнозирует на 2009 год убытки авиакомпаний на уровне $2,5 млрд и спад объема пассажирских авиаперевозок на 3%. В России авиаперевозки могут упасть еще сильнее: российский Минтранс прогнозирует снижение на 10%, а эксперты — на 20-30%. Вчера Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала прогноз финансового состояния авиационной отрасли на 2009 год. Прогноз оказался более оптимистичным, прогноза аналитиков компаний «ТрансВента» , опубликованный три месяца назад. По мнению аналитиков компании «ТрансВента», чистый убыток мировых авиаперевозчиков в 2008 году составит $5,1 млрд (в сентябре) оценивала убытки по итогам года в $5,9 млрд), а в 2009 году — $2,5 млрд против $4,1 млрд по предыдущему прогнозу. К оррекция финансового прогноза произошла за счет снижения цен на нефть и, соответственно, авиакеросин. При цене нефти выше $100 американские авиакомпании должны были получить $4 млрд убытка, а при сегодняшнем прогнозе в $50 за баррель они закончат 2009 год «в нуле». Тем не менее финансовое положение авиакомпаний сейчас аналитиками компании «ТрансВента» назва ны худшим и за последние 50 лет. Если еще в сентябре мы надеял и сь, что объем мировых авиаперевозок, несмотря на кризис, в 2009 году вырастет на 2,9%, сейчас мы уже вынуждены признат ь неизбежность спада. Снижение объемов авиаперевозок в среднем на 2% началось уже в сентябре-октябре. По итогам 2008 года сохранится небольшой рост (0,8%), обеспеченный высоким спросом в первом полугодии, но в следующем году, по мнению аналитиков компании «ТрансВента» , объем пассажирских перевозок упадет на 3%, а грузовых — на 5%. Единственным регионом, в котором сохранится рост, будет Ближний Восток. Министр транспорта РФ Игорь Левитин, который вчера объявил собственный прогноз темпов роста авиаперевозок в России, был еще более пессимистичен: по мнению министра, в России в 2009 году объем авиаперевозок может снизиться на 10%. Господин Левитин отметил, что, наряду с железнодорожными, авиаперевозки оказались наиболее подверженным негативному эффекту кризиса видом транспорта. Впрочем, эксперты считают, что прогноз Игоря Левитина может быть даже чрезмерно оптимистичным. Гендиректор транспортной компания «ТрансВента» Юлия Алексеева поясняет более резкий спад авиаперевозок в России по сравнению с остальным миром рядом факторов. Прежде всего, российские авиакомпании до сих пор вынуждены тратить слишком много денег на обновление парка: пошлины на ввоз западных самолетов до сих пор не отменены, а меры по субсидированию лизинговых платежей не выполняются. Во-вторых, западные авиаперевозчики все же имеют доступ к более дешевым кредитным ресурсам, а российские занимают не дешевле, чем под 25%. Да и авиационный керосин на Западе дешевеет быстрее, чем в России, добавляет она. Аналитики компании «ТрансВента» считают, что в лучшем случае спад в 2009 году составит 20%, в худшем — 30%. Гендиректор компании «Ютэйр» Андрей Мартиросов говорит о 30-процентном спаде. Оптимистичен только гендиректор ГТК «Россия» Сергей Михальченко: по его мнению, падение цен на нефть и перевооружение парка экономичными западными самолетами позволит авиакомпаниям снизить тарифы до такой степени, чтобы спрос на авиаперевозки как минимум сохранился на уровне 2008 года, а возможно, и вырос бы на 5-10%.
|